Искусство должно отражать свое время. Только тогда его можно назвать правдивым. В полной мере этому правилу соответствуют работы художника Валерия Архипова. Его герои – пассажиры метро, простые уличные торговки, рыбаки, дети, дачники – попасть в работу художника потенциально может любой из нас. Из подсмотренных в повседневности сюжетов и колоритных образов художник создает панораму русской провинциальной жизни. Работы передают целую гамму настроений – от бескомпромиссного гротеска до добродушной улыбки и даже легкой грусти.
Но Валерий Архипов еще и состоявшийся художник кино, принявший участие в создании более чем тридцати фильмов. Среди них немало экранизаций русской и зарубежной классики, исторического и драматургического материала, глубоко им осмысленного и мастерски воплощенного средствами художественной формы. Этот навык помог ему при создании иллюстраций для лермонтовской драмы «Маскарад» и «Сказки о царе Салтане» — коллекции, которую инициировала галерея Veresov.
Эти произведения искусства сами по себе прекрасны. Но галерея искусств Veresov пошла еще дальше. Она договорилась с Императорским фарфоровым заводом о переносе этих иллюстраций на фарфоровые тарелки (интересно, какой художник смог бы сделать нечто подобное самостоятельно?). Любой, кто сталкивался с печатью полиграфии, знает, как сложно обеспечить правильную передачу цветов с макета на поверхность. За этим следил лично генеральный директор галереи Veresov Василий Кузнецов. Сами фарфоровые тарелки были выпущены ограниченным тиражом. Почему ограниченным? Мы спросили у генерального директора галереи Veresov.
«В наши дни искусство превратилось в фастфуд, — говорит Василий Кузнецов. — Можно скачать приложение на айфон и записать свою музыку. Сравните с началом XX века, когда для этого нужно было где-то отучиться, в конце концов, найти рояль. Еще 30 лет назад советские художники с невероятными усилиями доставали краски, а вместо холста им приходилось использовать матрасную ткань. Теперь каждый может что-то изобразить на своем планшете. Но кто захочет такое «искусство», кроме самого автора и, может быть, его близких? Хочется то, чего нельзя взять. В массовом формате интереса возникнуть не может».
Действительно, смысл искусства в том, что им могут обладать немногие. Есть у меня, и еще у нескольких людей. И все, больше ни у кого. И вот это стоит денег, иногда невероятно больших: например, картину Поля Гогена «Ты когда замуж выйдешь» оценили в $300 млн. Можно купить приличных размеров банк или нефтеперерабатывающий завод.