Главная / Другие статьи / Грамота и грамотный человек

Грамота и грамотный человек

Грамота и грамотный человек

    Однажды мой сын, прибежав из школы, радостно воскликнул: «Мама, мне сегодня вручили грамоту, значит, я грамотный человек!» Я поинтересовалась, за что моему первокласснику дали грамоту. «За то, что я нарисовал много красивых рисунков к Новому году и помогал вырезать фонарики из цветной бумаги на ёлку!»- гордо произнёс мой мальчик. Я задумалась, как объяснить сыну, что эти слова имеют в своей основе один корень, но значением всё же отличаются. Попробуем в этом разобраться, используя словари и углубившись в историю происхождения этих терминов.
    Термин «грамота» пришёл к нам из Византии. Там грамотами называли различные документы, например, указы, послания и прочие документы, которые писались на бересте, пергаменте, а позже — на бумаге. Само же слово «грамота» изначально является греческим и означает письмо или писчую бумагу.
    Если мы обратимся к Энциклопедическому словарю, то увидим несколько значений слова «грамота». Во-первых, грамота — это умение читать и писать, во-вторых, в-третьих и так далее, все значения этого слова связаны с письменным документом. Значит, в первую очередь, грамотным можно назвать человека, который умеет читать и писать. Раньше так и было, ведь многие люди не умели ни того, ни другого, то есть были безграмотными.
    Заглянем в словарь русского языка С. И. Ожегова, где сказано, что грамотный человек — это человек, умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, так что грамотность всё-таки начинается в жизни человека с уроков русского языка, с изучения грамматики и овладения нормами правописания. Вот ещё одно близкое по значению слово – грамматика! Оно означает письменное изложение грамматического строя языка и представляет собой научное произведение. Посмотрите, как всё взаимосвязано.
    Следовательно, как ни крути, всё отталкивается от того, что человек должен уметь грамотно излагать свои мысли на письме. Мы можем написать «полоскать» и «поласкать». Смотря о ком или о чём идёт речь: о белье или о ребёнке, например. Если человек не овладел правилами русской орфографии, то есть безграмотен, то он и напишет так: «Сначала я поласкал бельё, а потом пошёл полоскать ребёнка». Смешно? Нет, страшно!
    Так я и объяснила своему любопытному сыну, что он должен вначале научиться грамотно писать и читать, а затем овладевать грамотами других наук, получать за особые успехи в учении почётные грамоты, быть грамотным специалистом в своей области (мальчик хочет стать врачом и лечить людей) и приносить пользу обществу.

Валентина Марченко


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *