Главная / Обзоры фильмов / Про что мультфильм Кот в сапогах?

Про что мультфильм Кот в сапогах?

Появление первого «Шрека» была своеобразным прорывом в мультипликационной идеологии и показала, что осовременивание и пост-модерн игры могут быть культовыми и прибыльными. Для продюсеров ключевым словом стало именно «прибыль» и следующие части анимации о зеленом карапузике надо было бы назвать не иначе как «$ hrek 2» i «$ hrek 3». Когда некоторую пошлость первого фильма можно еще простить, потому что это была все-таки история (story), то о пошлости двух последующих анимаций ходят легенды, так как закон прокатной индустрии «чем ниже пояса, тем больше касса» в силе и поныне. Зная мультипликационные подвиги Dreamworks, перед просмотром их нового мульт-бастера «Кот в сапогах» пришлось на всякий случай запастись бумажными пакетами и верой в приятные сюрпризы, хотя уже первый эпизод с белой кошкой намекает на то, что пакеты без дела не останутся.

Конструкция мульт-бастера (называть подобные проекты мультфильмами как минимум не корректно) достаточно классическая для своего жанра: высосана из пальца история про знакомого публике персонажа, которого она проверено хавает (если бы это грубо и унизительно ни звучало для публики), в данном случае Кот в сапогах является дважды проверенным — сказками Перро и вторым Шреком; к этому добавляется неоклассическая сказочная история о победе добра над злом (в данном случае Кота над гигантским гусем), но главная партия отдается порциям анального юмора, через который за продукцией Dreamworks ходит дурная слава, а вспоминать персонажа «Шрек» считается признаком дурного тона.

Если бы Шарль Перро увидел эту бездушную похабщину, то сразу сделал бы себе харакири пером, которым писал легендарные сказки. Придание таких персонажей как Шалтай-болтай, Кот в сапогах, волшебные бобы и Мать гусь очень далеко от традиционных задач сказки как завуалированной модели поведения и инструмента по сохранению души и человечности как ее проекции. Добро и геройство вылезают лишь ближе к концу, а к тому, при упоминаниях про благородство черная кошка демонстративно засыпает. Человеческие проявления Кота в сапогах похожи на гопника: он любит маму, но эта любовь из разряда лирики шансона, Шалтая-Болтая он любит как братана да и вообще вся штурмовая группа мульт-бастера в составе Кота, Черной кошки и Шалтай-Болтая составлена из сидевших уголовников.

В начале Кот в сапогах нет никакой идеологии, кроме того, чтобы что-то украсть, его юмор лишен шарма и признаков интеллекта, пафос высосан из пальца, а мачо-придыхания, прописанные в Бандероса не работают. Когда оригинальный Кот в сапогах хотел организовать благополучие своего хозяина (забота о ближнем), то Кот от Dreamworks хочет лишь украсть золотых яиц и секса с Черной кошкой. Что интересно, волшебные бобы здесь цвета зеленого доллара и светящиеся ростки, которые они пускают в небо в Перро являются вариацией на тему библейского Вавилона, в данном мульт-Бастере ростки бобов не имеют преследующих никакой цели.

Встроенный пост-модернизм в виде игр с массовой культурой — самое интересное, что есть в этом проекте. Причем это не стилизация, не пародия, не римейк, а именно игра. Например игра с эстетикой спагетти-вестернов, в локациях которых происходит большая часть действия, игра со спецэффектами в блокбастерах при падениях быка, телеги с золотом и гигантского гуся с моста, аллюзии на «Мумию», «Женщину-кошку» и «Годзилла».

Облачная локация вообще стоит отдельной темой, здесь есть и саспенс, и масштаб, и возвышенность, хотя сам процесс бегства уже аллюзии на первого «Шрека», причем достаточно очевидное. Проблески нео-классики постепенно становятся все ярче и на пике трансформируются в самопожертвовании Шалтая-Болтая и отказ Черной кошки от меркантильности из-за симпатии к коту. Что интересно, традиционная финальная песенка начинается в каком-то борделе. Сам же мульт-бастер оставляет неоднозначные впечатления и обречен затеряться среди многих таких же проектов.

Рецензию написал Михаил Краснов.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *