Главная / Праздники даты, поздравления / Десятый фестиваль латиноамериканского кино 1989 г.

Десятый фестиваль латиноамериканского кино 1989 г.

Юбилейный кинофорум отличался размахом и насыщенностью: 100 игровых, 200 документальных картин и еще 300 видео- и телефильмов. Все это за 14 дней. А помимо просмотров и пресс-конференций — разнообразные семинары: кинообразование в Латинской Америке, аудиовизуальный мир и дети, кинопроизводство и прокат в Латинской Америке, Азии и Африке и др. Две большие ретроспективы — «Лауреаты десяти фестивалей, обладатели премии «Коралл» (около 50 кинолент) и «Дебюты нового латиноамериканского кино с 1979 по 1988 год» (19 картин) — представили нам живую историю кино последнего десятилетия. И невольные сопоставления складывались, к сожалению, не в пользу сегодняшнего дня…

Популярный французский актер Пьер Ришар приехал в Гавану в качестве режиссера— автора фильма, посвященного Че Геваре. Аплодисментами встречали появление американского певца и актера Гарри Беллафонте, немецкой кинозвезды Ханны Шигуллы. Фестивальная публика могла познакомиться с ее новой ролью в картине «Лето госпожи Форбес», составившей одну из шести глав цикла «Трудная любовь», созданного режиссерами из разных стран Латинской Америки при участии испанского телевидения по сценариям колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса.

Наиболее удавшиеся ленты «Трудной любви» поставлены признанными мастерами латиноамериканского кино: кубинцем Т. Гутьерресом Алеа («Письма из парка») и бразильцем Руи Геррой («Сказка о прекрасной жене голубятника»).

В работе фестиваля постоянно чувствовалось присутствие совсем молодого поколения кинематографистов — учащихся международной Школы кино и телевидения, открытой два года тому назад на Кубе в местечке Сан Антонио де лос Баньос (неподалеку от Гаваны). Это уникальное в Латинской Америке заведение, распахнувшее двери для будущих режиссеров, операторов, сценаристов трех континентов (Латинской Америки, Африки, Азии), существует на средства, выделяемые кубинским правительством и Фондом нового латиноамериканского кино, возглавляемым Гарсиа Маркесом. Сам писатель, кстати, вел здесь курс сценарного мастерства, вообще же в Школу приглашают преподавать кинодеятелей со всего мира. Многому здесь можно позавидовать: прекрасный киногородок, раскинувшийся в живописной местности, в зданиях которого расположены жилые комнаты и отлично оборудованные (японской в основном аппаратурой) классы и лаборатории, библиотека, видеотека, фильмотека (в ней есть и подаренная Советским Союзом коллекция лучших советских лент). Имеется у Школы и собственное небольшое издательство, в прошлом году им был выпущен сборник теоретических работ классиков советского кино на испанском языке.

Директор Школы аргентинский режиссер Фернандо Бирри считается одним из основателей нового латиноамериканского кино. С нетерпением ждали его художественную картину, сделанную на Кубе, — «Очень старый сеньор с огромными крыльями» по одноименному рассказу Гарсиа Маркеса. Ф. Бирри сыграл в ней также главную роль. Фильмом открывали фестиваль (до Гаваны он успел побывать в Венеции, где получил приз за лучшую музыку). Картина сделана с постановочным размахом, с выдумкой и отдельными удачными находками. Но какая-то хаотическая избыточность, эклектика стиля, граничащие с вульгарностью эротические эпизоды идут вразрез со стилем маркесовской прозы и разрушают целостность фильма.

Бесспорные лидеры в программе художественных картин определились сразу, они и завоевали в финале призовые «Кораллы». Первый вручен аргентинскому фильму «Юг» Фернандо Соланаса, второй — перуанскому фильму «Волчья пасть» Франсиско Ломбарди и третий — кубинской комедии «Плафф!» X. Карлоса Табио. Каждую из этих картин отличает не только мастерство их создателей, но и неповторимая национальная специфика. «Юг» появился на экране Гаванского фестиваля, уже удостоенный престижного приза за лучшую режиссуру в Канне. Соланас сумел выразить в своем поэтическом по духу произведении личную драму человека, осужденного в период диктатуры и вышедшего на волю в год, когда диктатура была сброшена, и общую атмосферу того трудного для страны времени. Ведущим лейтмотивом в фильме звучат аргентинские танго 40-х годов, их музыка и тексты во многом определяют эмоциональный настрой картины.

Авторы перуанского фильма избирают иную стилистику — жесткореалистическую. События разворачиваются в начале 80-х годов в маленьком индейском поселке в высокогорьях Анд, оторванном от мира. Но и тут правят те же законы насилия, что во всей стране.

Комедия «Плафф!», удостоенная «Коралла» за лучший сценарий, вызывала на просмотрах взрывы хохота. Зрители оценили и сатирический запал, направленный против современных кубинских бюрократов, и юмор, сквозь призму которого показан конфликт поколений, и остроумное обыгрывание бесконечных производственных трудностей в процессе съемок, и игру двух актрис: известной Дейси Гранадос, вылепившей совершенно новый для нее образ, и юной Тайс Вальдес, нашедшей одновременно лирические и гротескные краски для своей героини. Фильм этот, конечно, в большей степени обращен к кубинской, а не к зарубежной аудитории, так как он показывает будничное обличье национальной действительности во всем ее своеобразии. Сейчас «Плафф!» вышел уже в кубинский прокат и пользуется грандиозным успехом у публики, побивая кассовые рекорды первой комедии Табио «Ищу обмен», знакомой советским зрителям.

Большой интерес вызвала программа чилийских кинематографистов, представленная во всех конкурсах. Мы привыкли к понятию «кино чилийского сопротивления», то есть сделанному в изгнании. Однако история движется вперед, и сейчас уже можно вновь говорить о чилийском кино, созданном на родине. Многие режиссеры-эмигранты возвращаются в Чили, пришло и новое поколение особенно плодотворно работающее в области видео. Художественных фильмов в стране пока делается мало, но все же два из них демонстрировались в Гаване — «Сусси» режиссера Г. Хустиниано и экспериментальная работа «Истории о ящерицах» X. Карлоса Бустаманте. Ленты полярно противоположные по своей эстетике. Наибольшее признание фестивальной публики и критики (приз «Коралл» за лучшую документальную ленту, приз ФИПРЕССИ) завоевал фильм Игнасио Агеро «Сто детей в ожидании поезда» — о киномастерской в одном провинциальном чилийском поселке, где дети, никогда прежде не видевшие кино, учатся делать фильмы по своим рисункам-сценариям.

Довольно полная панорама экранного искусства Латинской Америки, развернувшаяся в эти декабрьские дни в Гаване, позволяет судить и о достижениях (их не так много), и о кризисных моментах, и о сложностях (а их немало). Но главное, фестиваль убеждает: сплоченность и единство кинематографистов разных стран и поколений — залог жизнеспособности нового латиноамериканского кино.

Интересуетесь организацией фестиваля, праздника или корпоратива? В этом вам помогут специалисты «Эвент Консалтинг Сервис». Большой выбор услуг от профессионалов своего дела с большим опытом.


👤  | 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *