Логотип art-assorty.ru
Закрыть
Логин:
Пароль (Регистрация | Забыли пароль?):

Героизм в советской и современной визуальной кульутре (на примере коллекции БГХМ)


Белгородский государственный художественный музей, являясь одним из самых молодых художественных музеев России, имеет свою неповторимую историю и обладает хоть и не большой, но уникальной коллекцией, создающей представление о развитии советского и современного российского искусства и разнообразии творческих исканий художников.

Постоянная экспозиция музея, многочисленные выставки, изданные к ним каталоги наглядно демонстрируют обилие тем, волнующих мастеров: образ Родины и государства, современного ритма жизни, труда, войны и памяти. Но одной из наиболее популярных, по праву, можно считать тему героизма.

С начала ХХ века художественные образы заметно ощутили влияние государственного устройства и стали разрабатываться в рамках марксистско-ленинской этики. К 1932-му году искусство окончательно подчинилось партийной цензуре, а все существующие творческие объединения переросли в единую организацию – Союз художников СССP, финансируемый из госбюджета и обеспечивающий художников заказами. Единственным верным творческим методом был провозглашен социалистический реализм, а героическими образцами стали признаваться те, которые отвечали идее революционного преобразования мира. Художественный язык произведений приобрел остроту и лаконичность формы, особую динамику композиции и чёткость рисунка. Многие замечательные художники стали создавать портреты людей новой формации: бунтарей и революционеров, идеологов и комсомольцев, образов доступных и понятных для всех.

Коллекция Белгородского государственного художественного музея изобилует работами в которых возвеличивается облик рабочих и их трудовые подвиги. Сюжеты произведений повествуют о жизни врачей (Т.И. Лившиц «Утро. Медсестра Светлана Самохина», Н.Н. Жуков «Медсестра Люба»),

 Т.И. Лившиц «Утро. Медсестра Светлана Самохина» Н.Н. Жуков «Медсестра Люба»

представителей правопорядка (Ефанов В.А. «Портрет младшего лейтенанта милиции В.П.Коваля», Г.И. Гритчин «Инспектор ГАИ В.Василенко»),

 Ефанов В.А. «Портрет младшего лейтенанта милиции В.П.Коваля» Г.И. Гритчин «Инспектор ГАИ В.Василенко»

строителей (И.И. Симонов «Новый район», А.В. Таратынов «Портрет строительницы»),

И.И. Симонов «Новый район» А.В. Таратынов «Портрет строительницы»

 

геологов (А.Г. Савинов «Маркшейдер»),

 А.Г. Савинов «Маркшейдер»

трудящихся заводов (С.Б. Никритин «Литейщик», Г.И. Цейтлин «Портрет Героя Социалистического Труда С.А. Котовой», Ф.П. Малаев «Портрет бригадира Кудрявцевой»)

С.Б. Никритин «Литейщик» Г.И. Цейтлин «Портрет Героя Социалистического Труда С.А. Котовой» Ф.П. Малаев «Портрет бригадира Кудрявцевой»

и колхозов (И.Н. Никонова «Молодой хлебороб», В.В. Пименов «Портрет Героя Социалистического Труда Головиной»).

И.Н. Никонова «Молодой хлебороб» В.В. Пименов «Портрет Героя Социалистического Труда Головиной»

В них труженики воспринимаются не только как носители новых ценностей, но и как строители новой жизни. Творческие, ироничные, верные дружбе и слову герои, смелые в работе и борьбе с бюрократией. Именно им подражала советская молодежь и подростки.

Портреты и сюжетные композиции раскрывают перед нами внутренний мир первых героев-детей – пионеров, главной миссией которых была бдительность, надзор над поведением старших и борьба с нарушением социальных норм. Веселые, опрятные, любознательные, находчивые и энергичные, они являлись примером высокой морали и нравственности, с которыми в первую очередь связывали надежды на светлое будущее (П.К. Лихин «Пионерка», Д.И. Гольцман. «Дворец пионеров. Юные орнитологи»).

П.К. Лихин «Пионерка» Д.И. Гольцман. «Дворец пионеров. Юные орнитологи»

Своего рода пропагандой физической культуры и спорта стали образы спортсменов. Примеры таких героев должны были убедить советского человека в том, что в жизни возможно все, если проявить личную инициативу, упорство и целеустремленность (Б.А. Тальберг «Гимнастика», С.С. Витухновская «Татьяна Ивинская-Белошапко»)

Б.А. Тальберг «Гимнастика» С.С. Витухновская «Татьяна Ивинская-Белошапко»

Но одними из главных советских героев всегда оставались вожди народа, чьи портреты украшали жилые комнаты, стояли в рамках на письменных столах. В разные годы художники неоднократно обращались к образу Владимира Ильича Ленина. Они стремились написать, прежде всего, образ незаурядного человека, принявшего на себя колоссальную ответственность за судьбу страны в драматический момент ее истории (Н.Н. Жуков «Выступление на Красной площади», В.И. Рейхет «Ленин на Марсовом поле»).

Н.Н. Жуков «Выступление на Красной площади» В.И. Рейхет «Ленин на Марсовом поле»

В советские годы издавалось множество брошюр и альбомов с изображением рабочих мест В.И. Ленина, комнат в особняках, в которых он проживал. Произведения известного петербургского графика А.А. Харшака – типичный образец, посвященный подробному описанию жизни Ленина в селе Шушенское («Комната В.И. Ленина и Н.К. Крупской», «Рабочий стол В.И. Ленина в доме Зырянова» из серии «Ленинские места на Енисее»).

«Комната В.И. Ленина и Н.К. Крупской» «Рабочий стол В.И. Ленина в доме Зырянова» из серии «Ленинские места на Енисее»

Сам же Владимир Ильич считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды. Скульптуре отводилось одно из первых мест. Активно создавались бюсты, фигуры, стелы, памятные доски героям революции, общественным деятелям, поэтам, художникам, композиторам – «героям культуры». Образы выдающихся политических личностей, современников, постоянно присутствовали в советской живописи и скульптуре. Об этом говорит и массовая установка прижизненных памятников в большинстве городов Советского Союза, макеты которых также можно обнаружить в фондах Белгородского художественного музея (О.К. Комов «Ленин и Крупская», Н.В. Томский «Фигура Маяковского»).


С начала 1940-х годов началась целенаправленная идеологическая подготовка советских граждан к войне, формирование военно-патриотической ментальности. Мужественные образы вдохновляли людей на борьбу с врагом. Появились новые образцы для подражания: комиссары, военнослужащие самых разных мастей – полярники, летчики, красные командиры и пограничники (А.Г. Саушкин «Чапаев В.И.», П.М. Чернышев «Лыжный десант», Ю.Л. Фролов «Пограничник с собакой»).

Нередким стало изображение бойцов народного ополчения, партизан (Е.И. Самсонов «За отчий дом») и позднее – ветеранов военных действий (В.Д. Леус «Портрет ветерана Великой Отечественной войны Боева М.Г.», В.И. Казак «Портрет полного кавалера ордена Славы Коренькова А.М.»).


Эти образы дополнялись рисунками боев: советских солдат, матросов, вступивших в смертельную схватку с врагом, танков, летящих самолетов и рвущихся снарядов (М.С. Шорохов «Прохоровское направление. Курская битва», А.С. Василенко «На Курской дуге»). Художники создавали большие батальные сцены (Г.И. Гритчин «Танковое сражение под Белгородом») и исторические полотна, реконструирующие события прошлых эпох (С.С. Молодых «Пугачевщина»).


Примечательно, что героями в изобразительных произведениях становились не только реальные исторические личности, но и «положительные» персонажи прошедших цензуру литературных произведений. В первую очередь, к ним стоит отнести Тараса Бульбу из одноименной поэмы Н. В. Гоголя (М.Н. Добронравов «Посмотрю я, что ты за человек в кулаке. Тарас Бульба»). Популярность этого персонажа в XX веке может быть легко объяснима. Советская власть была заинтересована в ментальном оправдании революции ради добра, благополучия и процветания, что оказалось созвучным некоторым эпизодам поэмы, иллюстрирующим преобладание идеологических связей над кровными (речь главного героя о товариществе, убийство им сына). Тарас Бульба бесспорно являлся эталонным персонажем, о чем говорит хотя бы тот факт, что многие люди до сих пор его цитируют, не всегда зная кому принадлежит фраза («Я тебя породил, я тебя и убью!», «Есть еще порох в пороховницах?!», «Терпи казак – атаманом будешь!»).

В начале 60-х годов Советский Союз получил нового героя – космонавта. После 12 апреля 1961 года, а точнее полета Юрия Гагарина, первого человека покорившего космическое пространство, облик космонавта являлся бесспорным лидирующим героическим образом. Улыбчивый молодой офицер стал ярким примером идеального советского гражданина и, безусловно, героем целого поколения, а портрет этого знаменитого человека, исполненный А.И. Плотновым, украшением постоянной экспозиции музея.

Мало кто знает, что в фондах Белгородского государственного художественного музея храниться оплечный портрет дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Анатолия Васильевича Филипченко, предположительно являющийся прототипом бюста, установленного на родине этого знаменитого человека – Острогожске. Скульптор Л.Н. Балтаян в металле смог мастерски показать уверенного в себе человека, ведущего активную жизненную позицию и занимавшегося организацией международных космических полетов.

Примечательно, что весь XX век оказался отмечен слабым интересом художников к ставшему классическим образу русского витязя. К традиционному герою преимущественно обращались художники-графики, иллюстрирующие сборники былин и сказаний. Прекрасными примерами могут служить графические листы Кибрика Е.А. «Конец боя Ильи Муромца с Сокольником», «Михайло Данилович кличет коня». Несмотря на то, что сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство, облики героев у Евгения Адольфовича вышли монументальными и полными драматизма, в духе героики 40-50-х годов.

Стоит также отметить, что к середине XX столетия произошло расширение героических образов за счет иллюстрации эпических песен разных народов, входящих в состав СССР, к которым можно отнести рисунки М.М. Мечева к «Калевале» – эпосу карело-финских народов, иллюстрации к алтайским сказаниям А.В. Дианова.


Персонажи древних сказаний, также как и другие герои, использовались для представления культивируемых качеств, которыми должны были обладать люди новой эпохи. По сути, произошло наложение желаемых черт советской действительности на древние образцы для создания необходимого правящей власти нового образа народного героя. Данный механизм позволил провести сравнение богатыря с каждым советским гражданином, и присвоить последнему эпические качества. Герой постепенно начал превращаться в «обычного» человека.

В русской культуре всегда существовало свое понимание героического. Несмотря на разнообразие героизированных типов, к середине 60-х годов XX столетия складывается собирательный облик героя нового времени: бесстрашный, энергичный, отзывчивый, инициативный, настойчивый и целеустремленный молодой человек или девушка, борцы за правду и справедливость, способные в любой момент дать отпор врагу (Н.А. Мельникова «Пора юности», С.А. Кирпичев «Бригадир проходчиков Е. Безносков» из серии «Молодые строители БАМа»).


Как можно понять, все изменения и новые явления в искусстве тесно связаны с политическими, экономическими и социальными процессами. После распада СССР в 1990-е и зависимость от идеологии и государственная политика прививания реализма прекратили свое существование. Искусство рубежа ХХ и XXI веков начало «раскрепощаться», что привело к исчезновению большинства сложившихся в советский период образов, стремлению к новизне и желанию в новой форме оживить давно привычные сюжеты.

Свободная и безнаказанная иронизация привела к сомнению в возможности существования героизма в нынешних условиях. Одновременно наметилась и острая потребность в образе героя, поскольку он испокон веков помогал раскрывать смысл жизни, определял состояние духовного здоровья, воспитывал морально-нравственные и гражданские качества.

Современная жизнь внесла крупные изменения в прочтение слова «герой», для которого стал характерен образ практически утративший сюжетную глубину, потерявший монументальность и эстетику внешнего облика. Постепенно с героями стали больше ассоциировать медийных и успешных личностей (чаще удачливых политиков или бизнесменов).

Но все же, приятно осознавать, что благородные и доблестные образы снова оказываются востребованными и оживают в проектах, посвященных памяти и истории нашей страны, где особо ярким примером служат выставка-конкурс, посвященная 700-летию преподобного Сергия Радонежского, выставка-конкурс на соискание премии «Прохоровское поле» и фестиваль изобразительного искусства памяти заслуженного художника России С.С. Косенкова, проводимые на Белгородчине. Лучшие экспонаты с которых «оседают» в музейном собрании (Иванов А.Э. «Родина», Михеев В.Ф. «Прощание», Ишков С.Н. «Отец», Кондрашов С.Н. «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя»).

В рамках подобных проектов с холстов произведений на нас смотрят лица героев – спасителей, освободителей, выдающихся, храбрых, мужественных, бескорыстных людей, собирательные образы солдат, ветеранов, духовных подвижников и людей труда, готовых жертвовать собой ради высокой идеи. Рядом с трансформированными, «покореженными» образцами современных творческих исканий в музейных экспонатах (скульптуре, живописи и книжной иллюстрации) продолжают существовать классические образы богатырей и выдающихся исторических деятелей, являющихся маяком, ориентиром, образцом для подражания.

Таким образом, на примере коллекции Белгородского государственного художественного музея можно увидеть, что образ героя является одним из доминирующих символов, красной нитью проходящим через все советское и современное художественное творчество.


 



Написать комментарий к статье Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Проверка на спам:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Решите уравнение и напишите ответ цифрами:


Сейчас также смотрят:

Арт Ассорти
 



Copyright © 2011-2016 "Арт Ассорти"